«АЛЕКСАНДР ЗИНОВЬЕВ»

      Региональный общественный фонд проектов развития институтов гражданского общества

 

Наш адрес

119234 г.Москва, Ленинские горы, д.1, корп.И, 1-й этаж,
Творческое наследие Александра Зиновьева

 

Email

info@azfund.ru
zinoviev_foundation@mail.ru

 

Телефон

+7 963 602 83 60

23 декабря 2019 г. в здании Российского исторического общества в Москве прошел «круглый стол», посвященный 100-летию отечественной внешней разведки, которое будет отмечаться в следующем году. В его рамках состоялась торжественная церемония награждения лауреатов премии Службы внешней разведки (СВР) в области литературы и искусства имени академика Примакова, которую присуждают за лучшие художественные произведения об отечественной разведке. Награды вручил директор СВР, Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин.

Одним из лауреатов стал писатель Дмитрий Поляков-Катин, член Правления Фонда «АЛЕКСАНДР ЗИНОВЬЕВ», получивший почетную награду за роман «Берлинская жара», вышедший недавно в издательстве «Художественная литература». Это художественное произведение, которое совмещает в себе авторское повествование с элементами документалистики и приключенческой остросюжетной повести, рассказывает о противостоянии в 1943 году советской разведки с гитлеровской контрразведкой, о наших разведчиках-нелегалах, добывающих информацию об атомных разработках немецких физиков.

Также в этом году премии СВР был удостоен Президент Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук за создание телепрограммы «Картина мира с Михаилом Ковальчуком. Наука и разведка: атомный проект, технологии, безопасность», а также за организацию круглого стола, посвященного роли внешней разведки в создании отечественного ядерного оружия.

Премией в области изобразительного искусства был награжден художник Юрий Бирюков за создание серии портретов разведчиков «Легенды разведки».

Премия СВР за лучшие художественные произведения об отечественной разведке была учреждена в 2000 году. Ежегодно присуждаются три премии авторам работ в области литературы, изобразительного искусства, телевидения и журналистики. В 2019 году премия получила имя академика Евгения Примакова, который был директором СВР с 1991 по 1996 годы, министром иностранных дел России (до 1998 года) и премьер-министром страны (до 1999 года).

.

С историей у нас в стране последние сто лет получается весьма занятная история. Скажем, в СССР, всё что было связано с царизмом, окрашивалось в мрачно-черные тона, и, наоборот, революция, социализм, коммунизм, как явления, были исключительно положительными, а конкретные персонажи представали на страницах учебников белыми и пушистыми. Сейчас все с точностью до наоборот. А если попытаться посмотреть на те или иные явления или отдельные персонажи более или менее объективно?

Анатолий Васильевич Луначарский стоит особняком среди русских большевиков. Начну с необычной фамилии — Луначарский. Ее Анатолий Васильевич получил от отчима Василия Федоровича Луначарского. Тот был внебрачным сыном знатного польского помещика Чарналуцкого. По тогдашним законам он не мог передать свою фамилию внебрачному ребенку и дал ему новую фамилию, переставив два слога в своей.

С марксизмом Анатолий познакомился ещё во время обучения в Первой мужской гимназии в Киеве. Одним из гимназических товарищей Луначарского был Н.А. Бердяев, с которым впоследствии Луначарский полемизировал. В 1892 г. как представитель гимназии был включён в состав нелегального общеученического марксистского центра, представителем от Киевского реального училища в котором был В.А. Всеволожский. Вёл пропаганду среди рабочих. В 1895 г., по окончании гимназии, отправился в Швейцарию, где поступил в Цюрихский университет.

В 1898 г. Луначарский приехал в Москву, где стал заниматься революционной работой. Через год он был арестован и выслан в Полтаву. В 1900 г. арестован в Киеве, месяц находился в Лукьяновской тюрьме, отправлен в ссылку — сначала в Калугу, а затем в Вологду и Тотьму.

В 1904 г. Луначарский едет в Женеву, где становится членом редакции социал-демократической газеты «Пролетарий». В декабре 1904 г. в номер парижского отеля «Золотой лев», где проживал Луначарский, постучали. Анатолий Васильевич открыл дверь и увидел на пороге коренастого человека с большим чемоданом. Тот коротко представился: «Я Ленин».

Еще до личного знакомства с Ильичом Луначарский примкнул к большевикам. Однако в 1909 г. Луначарский стал одним из руководителей левой группы «Вперёд», призывавшей к бойкоту Государственной думы. Ленин окрестил Луначарского и его соратников «отзовистами» и исключил из партии. Вновь в партию большевиков Луначарский вступил лишь в конце 1917 г.

Между 1909 и 1918 гг. Ленин зло критиковал статьи Луначарского, но тепло отзывался о самом Анатолии Васильевиче. «Луначарский вернётся в партию, — говорил Ленин Горькому, — он менее индивидуалист, чем те двое (Богданов и Базаров). На редкость богато одарённая натура». Сам Луначарский отмечал о своих отношениях с Лениным (относится к 1910 г.): «Мы лично не порвали отношений и не обостряли их».

27 октября (9 ноября) 1917 г. Луначарский был назначен наркомом просвещения. На этом посту он пробыл 12 лет, что для того времени было большой редкостью. В 1970-х годах видный служивый историк писал: «Луначарский принадлежал к выращенной Лениным плеяде выдающихся политиков и литераторов большевиков». Идиотизм официальной точки зрения очевиден. Луначарский был гениальный самоучка, и его вполне можно было назвать «сфинксом русской революции». Ну а Ленин для него был в лучшем случае старшим товарищем или просто коллегой.

Луначарского даже с большой натяжкой нельзя отнести к ортодоксальным марксистам, как к реальным ленинцам образца 1918—1921 гг., так и к «ленинцам», выдуманным в 1960—1980-х гг. служивыми историками. Современники называли Луначарского «Периклом советских Афин». Троцкий говорил о нем: «Знает семь языков, а эрудиции хватит на двадцать профессоров».

Ряд современников утверждали, что Луначарский увлекался сатанизмом и оккультизмом. Многие современные историки считают, что Луначарский был масоном высокого градуса в ложе «Великий Восток». Документов о принадлежности Анатолия Васильевича к масонам нет, равно как и о других «братьях» из «Великого Востока». Масонские ложи — не райкомы партии, бюрократической документации там не велось.

На посту наркома Луначарский делал титанические усилия, превращая самую неграмотную страну в Европе в самую читающую страну в мире. К 1917 г. около 60% населения России было неграмотно, а в школы прапорщиков брали с четырьмя классами церковно-приходской школы. Для сравнения, к 1900 г. грамотность населения Англии, Франции и Германии составляла 99%.

Если верить советской статистике, за 12 лет пребывания Луначарского наркомом грамоте были обучены около 50 миллионов человек.

Луначарский работал по 16 часов в сутки, в день посещал десятки митингов, заседаний, спектаклей. Во время командировок в провинции делал по 8 докладов. Но одновременно в личной жизни он был сибаритом. В 1922 г. Луначарский развелся с первой женой Анной Малиновской и женился на 20-летней актрисе Наталье Розенель. Параллельно Луначарский имел любовницу — 16-летнюю (1908 г. рождения) балерину Надежду Надеждину. В 1924 г. у Надежды родилась дочь Галина Луначарская.

Вступив в брак с Розенель, Луначарский переехал из кремлевской квартиры (в Кремле тогда жили почти все советские наркомы) в особняк в Денежном переулке, где он занял двухэтажную квартиру.

Там Розенель устроила большой светский салон. В салоне бывали Юрий Олеша, Борис Пастернак, Вера Инберн, Маяковский, Довженко, Эйзенштейн, Мейерхольд, Буденный, Егоров и др.

Лиля Брик привозила из Франции платья самых модных кутюрье, которые в салоне на себе и демонстрировали Брик и Розенель.

Ряд критиков утверждают, что «бал у Сатаны» в книге Булгакова «Мастер и Маргарита» имел прототипом салон Розенель. А председатель «Акустической комиссии московских театров» Семплеяров, любовные похождения которого на сеансе черной магии в театре «Варьете» разоблачает Коровьев, списан с Луначарского.

В 1927 г. состоялась премьера пьесы Луначарского «Бархат и лохмотья». Между прочим, Луначарский с 1901 по 1932 г. написал 30 пьес, а с 1918 по 1928 г. — 10 киносценариев.

В «Бархате и лохмотьях» играла Наталия Розенель. Побывав на этом спектакле, поэт Демьян Бедный разразился эпиграммой:

Ценя в искусстве рублики, Нарком наш видит цель: Дарить лохмотья публике, А бархат — Розенель.

Луначарский не остался в долгу, написав:

Демьян, ты мнишь себя уже Почти советским Беранже. Ты, правда, «б», ты, правда, «ж». Но все же ты — не Беранже.

Любопытно, что эпиграмма Бедного была напечатана в газете «Правда».

Можно ли представить, что сейчас в эпоху «демократии» на 1-м канале телевидения выдали бы эпиграмму на нынешнего министра культуры?

В 1920-е гг. — неповторимое время, не сравнимое ни с 1930-ми, ни с современностью. Луначарский вместе с Розенель ежегодно ездил отдыхать в Европу. Кстати, это было тогда нормой, вспомним поездки генерала Брусилова, Маяковского, Есенина, Шаляпина и многих других.

1920-е — это время большевиков-аскетов и время большевиков, погрязших в роскоши и разврате. Вот, к примеру, командующего Каспийской флотилией Раскольникова перевели на Балтику. И он ехал туда месяц на бывшей царской яхте «Межень», которую облюбовала его жена Ляля Рейснер. В Петрограде «сладкая парочка» заняла роскошную квартиру морского министра Григоровича (за огромные взятки он получил прозвище «Вор-Ворович»). У Ляли был свой автомобиль и даже своя конюшня для выездов с богемой.

А вот Сталин по фронтам Гражданской войны ездил в плацкарте, а то и в теплушках. Член Крымского Ревкома Дмитрий Ильич Ульянов, прибыв в декабре 1920 г. в Симферополь, две недели жил в товарном вагоне.

Так что, было и то, и другое.

мЧто объединяло большевиков-сибаритов и большевиков-аскетов? — Отсутствие детей-«мажоров». Сын Сталина Василий учился в обычной школе в Москве, а затем в Качинской авиационной школе. В обеих школах он не имел никаких привилегий.

Сын Сталина Яков стал артиллеристом и погиб в плену, Василий стал летчиком.

Три сына Анастаса Микояна в войну были летчиками, а четвертый — авиационных техник. Владимир Микоян погиб в воздушном бою.

В 1942 г. погиб в воздушном бою летчик-истребитель Тимур Фрунзе. В 1943 г. погиб в воздушном бою летчик-истребитель Леонид Хрущёв. В декабре 1941 г. оборонял Москву летчик-истребитель Лев Николаевич Булганин, после войны он стал летчиком-испытателем.

Серго Берия в 1943 г. выполнял спецзадания в Тегеране и в феврале 1945 г. — в Ялте, а в апреле 1945 г. прыгал с парашютом в тыл врага в Чехословакии.

Единственный сын Луначарского Анатолий Анатольевич стал журналистом и писателем. Он, как и все, попросился на фронт, и 20 июля 1941 г. старший лейтенант Луначарский в Севастополе в составе 7-й бригады морской пехоты участвовал в 1-м и 2-м штурмах Севастополя. 2 сентября 1943 г. погиб при штурме Новороссийска.

Александр Широкорад, военный историк, писатель, публицист

На состоявшемся 10 декабря заседании Совета по правам человека президент Путин выступил с охранительных позиций по поводу современного общественно-политического устройства нашей страны и уничижительно отозвался о Владимире Ильиче Ленине.

Владимир Путин и ранее неоднократно критически высказывался о Ленине, но в этот раз резанул по слуху оскорбительный характер сказанного им: употребление слова «кличка» по отношению к всемирно известному псевдониму «Ленин». Это, по-моему, он сделал впервые, и это стоит осмыслить.

Более важным, однако, в обстоятельствах сегодняшней России мне представляется содержащееся в словах президента подтверждение того обстоятельства, что политикам крайне сложно преодолеть рамки классового подхода и, шире, сознания – как в текущей политической работе, так и, что особенно печально и чревато, к истории. Классовое сознание бывает врождённым и приобретённым. Владимир Ильич Ульянов (Ленин) или Георгий Васильевич Чичерин, да и не только они из среды тех, кто установил у нас в стране Советскую власть, по происхождению были дворянами, но встали на сторону угнетённого народного большинства. В современной России, как мы видим, происходит обратный процесс: люди из семей тружеников встают на сторону капитала.

В результате таких людей волнует, «чтобы люди не забыли, кто лежит на Бутовском полигоне», но сами они «забыли» и хотят, чтобы мы действительно забыли многие и многие факты истории нашей страны, факты преступлений «той российской государственности, которая складывалась тысячу лет» и «мину» под которую якобы заложил Владимир Ильич Ленин.

Мне думается, и это мнение разделяют многие и многие в нашей стране, что мину под российскую государственность заложили не Ленин и его соратники большевики, а прогнивший к началу XX века российский царизм и безответственность российской элиты того времени с её компрадорским, прозападным характером. Было бы хорошо всем нам смотреть на отечественную историю с общенародной позиции. Сейчас это невозможно, но к этому надо стремиться. Первое условие этого: надо быть честным. Надо помнить, что воспеваемые сегодня Рюриковичи заложили основы многовекового крепостного рабства на Руси. Что воспеваемые Романовы закрепили это рабство, довели его до состояния, когда стали возможны «салтычихи», провели «освобождение» от него за счёт самого народа - так, что тот остался в долговой кабале на многие десятилетия вперёд.

В отличие от окружения Владимира Путина, которое, и это для нас не новость, постоянно демонстрирует свою ограниченность в подходах к вопросам истории советской эпохи, их оппоненты, верные честному подходу к истории и исторической правде, знают, как строить работу, чтобы люди не забыли то, что забывать нельзя.

В принципе, ничего в истории забывать нельзя, но есть некоторые принципиальные вещи, которые в связи с обсуждаемым нами вопросом надо назвать в первую очередь. Это церковно-государственные репрессии против старообрядцев. Это то, чьими жизнями был построен Санкт-Петербург. На чьих костях были построены демидовские заводы на Урале и на Алтае. Это то, сколько людей ни за что были расстреляны в столице Российской Империи 9 января 1905 года и на Лене в 1912 году. Это многие другие свидетельства антинародного характера российского царизма, который, вне всякого сомнения, должен был уйти с исторической сцены, но ушёл не так, чтобы открыть стране путь в будущее, а так, что вверг её в тяжелейшие исторические потрясения.

Наш народ, наша страна эти потрясения прошли, восстали, победили. На этом пути были свои жертвы. Многих из них, как мы сейчас думаем, можно и нужно было избежать. Но всё ли мы правильно понимаем в том времени, в его историософии? Что было преступлением? Что – наказанием? Что – той безвинной жертвой, на которой, как часто повторяется, построено православное мировоззрение, но признать которую в качестве неотъемлемой составляющей жизни почти никто не готов?

И ещё один вопрос: если эти жертвы были наказанием, то за что?

На все эти вопросы с классовой точки зрения не ответишь.

И последнее. 1980-е нашу страну и наш народ вновь ввергли в потрясения – на этот раз уже с целью вернуть в Россию капитализм. За этот возврат в прошлое мы заплатили и продолжаем платить миллионами и миллионами преждевременных смертей. Это ещё даже не история, это живая повседневная боль каждого из нас, но слушаешь наших руководителей, смотришь телевизор, идёшь в кино, читаешь газеты, и создаётся впечатление, что тут уж нас точно стараются заставить забыть, кто лежит в российской земле и почему.

Михаил Демурин, обозреватель ИА REGNUM, член Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня»

В издательстве «Художественная литература» вышел роман «Берлинская жара» Дмитрия Полякова-Катина, члена Правления Фонда, координатора проектов.

Сюжет «Берлинской жары» - противостояние в 1943 году советской разведки с гитлеровской контрразведкой, охота наших разведчиков за атомными секретами Третьего рейха. И с учётом этого роман можно вполне причислить к «шпионско-авантюрному» жанру. В книге есть многие обязательные атрибуты этого жанра – динамичный захватывающий темп, стрельба, погоня, облава. Тем не менее эта книга далека от стандартного романа в стиле «экшн» с заданным набором обязательных штампов.

Автору удалось органично совместить в романе элементы боевика, удерживающие внимание читающего, с документалистикой, хроникой, привносящими в книгу атмосферу военного времени. И все эти элементы прочно увязываются в формате традиционного повествования, характерного для произведений классического реализма с его тонким психологизмом, лиричностью, правдивостью. В романе достоверно воспроизводятся будни военного времени, жизни Москвы и Берлина; сталкиваются интеллекты, характеры, убеждения представителей враждующих сторон; динамично и неожиданно развёртываются перипетии сюжетной линии.

Дмитрий Поляков-Катин — российский писатель, журналист, поэт. Автор повести «Скользящие в рай» (лонг-лист премии «Ясная поляна», шорт-лист Бунинской премии), романов «На выдохе», «Улыбка идиота» (номинант премии «Русский Букер»), «Сновидения по Юнгу», «Дети новолуния», сборника стихов «Бой быка», рассказов. Лауреат Бунинской премии 2013 года за роман «Дети новолуния». Член Союза писателей России. Шеф-редактор литературно-публицистического интернет-портала «ЛитАврора» (litavrora.ru), член редколлегии литературного журнала «Аврора».

Книги Дмитрия Полякова-Катина высоко оценены писателем Юрием Бондаревым, кинорежиссёром Кареном Шахназаровым, поэтом Татьяной Бек, литературным критиком, писателем Иваном Панкеевым и др. Переведены на немецкий и сербский языки.

Региональный общественный фонд проектов развития институтов гражданского общества «АЛЕКСАНДР ЗИНОВЬЕВ» является не имеющим членства общественным объединением, которое занимается поддержкой и реализацией гуманитарных проектов, способствующих сплоченности общества на принципах просвещения, патриотизма, культуры, уважения к богатому историческому прошлому России.

 

Please publish modules in offcanvas position.